Проголосуй за наш сайт

О деятельности школы.

   Муниципальное образовательное учреждение «Марсовская средняя школа Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан» основано в 1928 году. Творчески работающие учителя школы в течение  многих лет вместе с родителями и учащимися  шли к становлению учебного заведения нового типа. С 1973 года  школа выпустила   1656 выпускников, в их числе  36 учеников, получивших серебряные, и четыре - золотые медали. Только в 2008-2009 учебном году серебряные медали получили  пять учеников из 22. Все наши учащиеся  подтверждают   звание -  выпускник школы. Ежегодно более 70%- 80% из выпускников поступают в ВУЗы и СУЗы.  Растет число выпускников, поступающих в ВУЗы и средние учебные заведения, успешно выдерживающих тестовые испытания ЕГЭ. Так, в прошлом учебном году число поступивших  в ВУЗы – 54% и в ССУЗ ы – 36 %. На сегодняшний день в различных ВУЗах России обучается 28 наших выпускников. Только за последние пять лет успешно окончили различные высшие учебные заведения и получили дипломы специалистов  35  выпускников. Учащиеся нашей школы почти по всем предметам стали призерами районных предметных олимпиад. Пятнадцать  учащихся школы участвовали в 3-ем туре республиканских олимпиад. Для нашей провинциальной школы это совсем неплохо. Польза и результат от внедрения новшеств учебной деятельности налицо. За последние годы  55% учащихся обучаются только на "хорошо" и "отлично", успеваемость в школе составляет 100%. Благодаря постоянному совершенствованию  педагогического и творческого мастерства учителей школы   развивается  познавательная активность  учащихся.  О чем   свидетельствуют  результаты  переводных экзаменов, итоговой аттестации  выпускников 9, 11 классов. Педагогический коллектив добивается высоких   показателей  в деле обучения и воспитания учащихся.  Ежегодно выпускники 11 класса имеют  неплохие результаты   при сдаче ЕГЭ по математике, русскому языку и предметам по выбору.

                  Среднестатистические данные ЕГЭ  за 2008 – 2009 учебный год.

предметы

Сдавали ЕГЭ

Средний балл

Кол-во уч-ся, набравших более 70 баллов

Русский язык

22

52.5

1

Математика

21

42.7

-

Физика

1

59

-

Химия

3

65.3

1

Биология

4

51

-

Обществознание

7

54.6

-

Информатика и ИКТ

2

56.5

-

География

1

51

-

Литература

1

61

-

Английский язык

1

73

1

Татарский язык

1

59

-

Муниципальное образовательное  учреждение  «Марсовская средняя школа» - это  открытое пространство  для развития  потенциальных возможностей  и самореализации  детей  и взрослых.

       Задача школы - дать каждому  ученику  возможность  найти и  выразить  себя  сообразно своим способностям.

     Наше предназначение -  создание морально-психологического комфорта  для участников образовательного  процесса, подготовка учащихся к осознанному профессиональному выбору, в который человек включен на протяжении  всей своей  жизнедеятельности, обеспечение  организационно-педагогических условий  для повышения  общей  и художественно-эстетической  культуры социума.

       Наш ответ на социальный заказ - это создание  условий  для самореализации  учеников  в соответствии  с их склонностями  и интересами  и подготовке  на  этой  основе  выпускников, готовых к жизни  в современном  мире.

  Коллектив учителей Марсовской средней школы отличается своей сплочённостью, взаимовыручкой и неформальностью отношений. Наиболее яркой чертой, стилем нашей школы всегда были и остаются атмосфера полного доверия и доброжелательности со стороны коллег и администрации школы. Педагогический коллектив все усилия направляет на создание условий развития ребёнка как свободной, ответственной и творческой личности на основе вариативности программ, учебников, учебных курсов, профилей получаемого образования и возможности их выбора, использования инновационных технологий, формирования здорового образа жизни.  Наша  школа относится в сущности к небольшим средним: контингент обучающихся колеблется, в последние 5 лет, от 111 до 123, отсутствуют параллельные классы, невысока их наполняемость. Но мы смело утверждаем, что она живет полнокровной жизнью. Стараниями прежних поколений учителей и нынешним педагогическим коллективом у нас созданы необходимые условия для подготовки молодого поколения к жизни. Формирования человека высоконравственного, духовно богатого, физически развитого, способного к самообразованию, к творчеству и конкурентоспособного в рыночных условиях. Для дополнительного образования, повышения эффективности обучения в рамках учебного времени коллектив работает по укреплению информационных блоков учебного материала и устранению перегрузки учащихся, введению опережающего обучения, проблемно-тематического учета знаний. Школа второй год успешно реализует методическую тему «Управление качеством образования, используя педагогические и информационные технологии и воспитание конкурентоспособной личности », разработан перспективный план работы над методической темой на 5 лет. Одним из направлений работы школы является формирование конкурентоспособной личности. Такая личность должна иметь не только лидерские качества, но и компетентностный подход к решению проблем. Результатами успешности учебно-воспитательного процесса можно считать: повышение мотивации учащихся к обучению; реализацию потребности в саморазвитии конкурентоспособной личности; востребованности выпускников нашей школы в ВУЗах Казани и учебных заведениях других городов. Научно-методическая работа организуется дифференцированно, на основе учета профессионального мастерства, индивидуальных потребностей педагогов. Основными формами методической работы в школе являются: индивидуальная работа, работа в творческих группах по реализации основных направлений методической темы школы, методические объединения по смежным предметам, «круглые столы», научно-практические конференции, теоретические семинары, открытые уроки, школа передового опыта, работа экспертных и творческих групп. Методический кабинет школы оснащен необходимым инструктивно-методическим материалом по научной организации труда: по технологии проведения диагностики и мониторинга учебно-воспитательного процесса, материалы по проведению и методам обработки всевозможных социально-психологических тестов, обобщенный опыт учителей по проведению нестандартных уроков и личностно-ориентированному обучению и воспитанию школьников. Используются педагогическим коллективом элементы технологии развивающего, здоровьесберегающего, поискового, проблемного обучения. Элементы блочно-модульного обучения используются учителями физики, информатики, математики.

Определенная работа проводится в школе по повышению качества учебной работы. Стали разнообразными формы и методы проведения уроков, обращается особое внимание на индивидуализацию процесса обучения и воспитания, укреплению здоровья учащихся и повышению их физической подготовленности. Значительно выросла активность учебного труда обучающихся, заинтересованное, творческое отношение к овладению знаниями. Учителя   стали  уделять  больше   внимание  процессу  индивидуализации   обучения  и воспитания, выполнению практической части программы, связи обучения с практикой, с повседневной жизнью. В своей практической деятельности учителя и воспитатели стали применять современные педагогические технологии и новые методы обучения. Знание современных технологий, владение ими - одно из условий эффективности  и успешной аттестации учителей и воспитателей. Такими новыми методами и технологиями пользуются наши передовые учителя: Хуснетдинова А.С.., Зайнуллина Ф.З., Шарафутдинова Г.Х., Аббазова Р.И.., Алиакберов Р.Б., Камалетдинова Г.М.., Алиакберова Г.К. и др. Особое внимание уделяют на развивающий характер обучения, на индивидуализацию процесса обучения и воспитания. Начальная школа старается переходить с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Чтобы моделировать урок в разных технологиях, наши учителя применяют следующие педагогические технологии: игровые, проблемно-поисковые, коммуникативные. Учителя начальных классов Абулханова Г.М., Раимова Р.А., Алиакберова Г.К. практикуют элементы опережающего обучения, занимаются по традиционной программе развивающего обучения по Л.В. Занкову и В.Н.Зайцева, целенаправленно работают по развитию творческих способностей учащихся, выявлению наиболее способных и одарённых детей, созданию условий для развития индивидуальных способностей каждой личности. Они уверены, что именно начальная школа призвана заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, счёта, грамотного письма, развитой речи и культуры поведения.  Стараются воспитывать любовь к труду. Знакомят с профессиями, проводят анкетирования, « Кем я представляю себя через 20 лет», « Моя любимая профессия», « Профессия моих родителей». Большое внимание уделяют здоровью детей, проводят беседы на различные темы, о здоровье, о здоровьесберегающих аспектах на воспитательных часах и на родительских собраниях. Особое внимание уделяют диагностики уровня учебного развития учащихся. Учат детей изучать и собирать краеведческие материалы, иметь широкие знания о родном крае.  На уроках  родного языка, рисования проводятся творческие работы учащихся,  лучшие работы участвуют в республиканских издательствах: рисунок в журнале «Салават Купере»(Шигапова Г.М. и  Залалова Н.Н),   в газете «Сабантуй» (Ильязова З.И., 4 класс ).  В олимпиадах Мустакимовых (газета «Сабантуй») по математике  ученица 4 класса  Бадеева Л.Ж. набрала 46 баллов. Учащиеся принимают активное участие в конкурсах, проводимых в школе. При организации деятельности по использованию различных источников информации учитывают возрастные  и психолого-физиологические особенности младших школьников. На уроках и внеклассных мероприятиях  используют материал из Интернета, электронных и бумажных источников информации. Ученики защищают свои проекты по разным темам, готовят маленькие доклады. К урокам ознакомления с окружающим миром ученики готовят сообщения на тему «Полезные ископаемые», к урокам истории пишут доклады об известных личностях и значимых событиях, литературного чтения и русского языка – составляют сочинения и другие. Одной из сложных сфер педагогической деятельности является технология обучения учащихся разных уровней. Во всех классах были проведены тестирование, анкетирование, собеседование, на этой основе созданы диагностические карты. Разработаны разноуровневые дидактические материалы, карточки; работают в классах большинство учителей-методистов. Значительные изменения произошли в работе с учащимися, так называемыми продвинутого уровня (с одаренными детьми). Разработан план и программа. Наряду с традиционными учебниками используются задачники и учебники углубленного изучения, дидактический материал повышенной трудности. Увеличилось количество времени, отводимого на самостоятельную работу творческого характера. Активно вводили в практику преподавания развивающие методики и приемы обучения. Увеличилось число участников победителей школьных и окружных олимпиад. Большая работа ведется по диагностике обученности и воспитанности учащихся. На каждого учащегося заведены диагностические карты, создан «Банк» способных учащихся по предметам,  в соответствии с этим проводится индивидуальная работа с учащимися, подготовка их к предметным олимпиадам и конкурсам.  Ведется мониторинг – создается системный, постоянный контроль за учебным процессом. Система мониторинга действует постоянно и осуществляет масштабное наблюдение за учебным процессом: накапливаем данные на уровне класс-групп и создаем прогностические данные модели развития учащихся.

    Традиционными видами работ являются предметные недели, которые позволяют как

учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал.

Проведены следующие предметные недели:  русского языка и литературы, татарского языка и

литературы, математики, физики и информатики, физкультуры, географии, химии и биологии, естествознания. Проведён оборонно-массовый месячник,  акции «Чистое слово» и «Саф сүз»,

месячник «Туган тел» и т. д. В них приняло участие до 90% учащихся. Применялись самые

разнообразные методы и формы  проведения.

( «Суд над человечеством», «Дидактический театр», « День бегуна», «Деревня любимая, деревня

родная», « Путешествие в город мастеров», , « Поле чудес», «Что? Где? Когда?», « Слабое звено»,

 «Кто хочет стать миллионером?» и т.д. Многие учителя в ходе предметных недель проявили

хорошие организаторские способности, умели создавать праздничную творческую атмосферу.

Провели на высоком уровне учителя Камалетдинова Г.М. (неделя русского языка и литературы),

Сирачев Р.Л.(физкультура), Алиакберов З.Б..(ОБЖ), Хуснетдинова  А.С.(математика).

Учащиеся показали хорошие знания предметных ЗУН, умения применять знания в различных

 ситуациях, взаимовыручку, неоднородные решения трудных вопросов. Учащиеся школы продемонстрировали серьёзную готовность к успешной самореализации в обществе. Об этом свидетельствовало  наличие уже у учащихся твердых интересов, готовности к продолжению

 образования, к труду. Многие учащиеся выпускных классов (90%) посещают кружки, активно

участвуют на научно-практических конференциях, олимпиадах, смотрах, конкурсах.

   Учителя татарского языка и литературы, русского языка и литературы (Зайнуллина Ф.З., Камалетдинова Г.М.) ставят перед собой цели:  воспитание любви к родному языку, к народным традициям, к истории своего народа; развитие у учащихся чувства прекрасного, формирование у них здорового художественного вкуса, умение понимать и уметь ценить литературные произведения, красоту и богатство окружающего нас мира, природы. Особенно удачно проходят уроки Камалетдиновой Г.М.,  построенные по коммуникативной технологии. На ее уроках имеет место учебная дискуссия, взаимообучение, работа в парах и группах, царит атмосфера творческой деятельности учителей и учащихся. Это уроки общения, доброжелатель-ного, искреннего, когда и учителю и ученику интересно слушать друг друга, интересно работать вместе. Каждому ученику хочется быть участником общей работы: ведь он видит, что его мысли, его мнение часто определяют ход урока. Главное в работе - это развитие способнос-тей, творческой самостоятельности каждого ученика, что проявляется прежде всего в направ-ленности преподавания на речевое развитие учащихся в органической взаимосвязи уроков русского языка и литературы. Гельсиня Муберакшовна особое внимание уделяет обогащению словарного запаса учащихся, формированию умений использовать лексические и граммати-ческие средства выражения, оценки. Система работы, направленная на развитие способности каждого ученика, его творческой самостоятельности, основана на изучении языка не как свода застывших правил, а как орудие мышления, мощного средства интеллектуального, нравственного, эстетического развития личности. Учащиеся не только учатся грамотно писать, но и приобретают умения общаться, говорить. Большое внимание уделяет развитию устной речи учащихся: умениям вести диалог, строить связанные высказывания на лексические  темы. Уроки Гельсины Муберакшовны можно назвать современными. На уроках она активизирует деятельность каждого ученика, развивает творческую самостоятельность учащихся. Ее ученики принимают активное участие и занимают призовые места на районных олимпиадах. Профессионализм и трудолюбие Зайнуллиной Ф.З. позволяют добиваться хороших результатов в обучении детей, в старших классах ее выпускники показывают  - 80-90 %  качества знания.  Учительница прививает любовь и уважение к родному языку. В основе работы Фагимы Зайдулловны - сочетание традиционных и новых  приемов обучения, позволяющих создавать такую атмосферу, которая направлена на развитие творческих способностей каждого школьника. Много внимания уделяет оформлению кабинета родного языка. Участвовала в конкурсе кабинетов родного языка и заняла 2 место среди школ района. Для одаренных детей организовано научное общество «Әдәби сүз». За 1992 – 2009 год на районных олимпиадах 19 учеников заняли – 1 места, 8 учеников – 2 места, 5 – 3 места. 13 ее учащихся  участвовали в 3-ем туре республиканских олимпиад и вошли в первую десятку. Её 18 выпускников выбрали профессию учителя татарского языка и литературы и в настоящее время работают учителями татарского языка и литературы, английского языка и учителями начальных классов в разных уголках Татарстана.

Учитель информатики Аббазова Р.И. умело использует компьютеры, что позволяет более рационально использовать время на уроке. Высокий профессионализм, творчество позволяют Аббазовой Р.И. добиваться высоких результатов в обучении детей. Успеха в учебно-воспитательном процессе она достигает четким планированием не только предстоящего урока, но и всей системы уроков и внеурочных мероприятий. Много усилий тратит учитель на то, чтобы учащиеся почувствовали радость творчества.  Ученики любят и ценят своего учителя. Участвуют и занимают призовые места  на районных олимпиадах.  Как заместитель директора по учебно-воспитательной работе  умело планирует и организует работу учебно-воспитательного процесса по всем направлениям деятельности. Определяет совместно с общественными организациями, советом школы основные направления развития школы. Рафика Исмагиловна находится в состоянии непрерывного обновления и самосовершен-ствования. Она способна побудить к саморазвитию и самосовершенствованию педагогический коллектив. Педагогический коллектив школы  находится в непрерывном движении вперед, обновлении и развитии, так как она сама задает тон, сама постоянно работает в плане самосовершенствования. Она обладает качествами современного руководителя, глубокими профессиональными знаниями и эрудицией, требовательностью к себе и подчиненным, умением создавать в коллективе творческую атмосферу, умеет организовывать всех участников педагогического процесса на достижение образовательных целей; создает благоприятные условия для функционирования педагогического и школьного коллектива в соответствии с физиолого-гигиеническими требованиями. Она формирует свой собственный опыт внутришкольного руководства и контроля, научно обосновывает его, распространяет среди руководителей учебно-воспитательных учреждений района. Она как заместитель директора по учебной работе руководит кустовым методическим объединением. Систематически выступает с методическими докладами на кустовом  методическом объединении, на районных совещаниях, семинарах перед руководителями района. «Методика диагностирования обученности учащихся», «Работа с одаренными детьми», «Современные технологии. Использование их на уроках», «Сущность управления качеством образования в школе», «Управление качеством образования в условиях профилизации средней школы», «Уровневая дифференциация в обучении», «Школьная система мониторинга как фактор влияния на её эффективность», «Внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы».  Хорошо осведомлена в вопросах педагогической теории и практики, методики и дидактики. Постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство. Оказывает большую методическую помощь учителям школы и охотно делится опытом своей  работы. Работа учительницы по обучению и воспитанию детей отмечена нагрудным знаком «За заслуги в образовании» и Почётной грамотой МО и РФ.

Во всех заслугах школы большая роль принадлежит директору – Алиакберову Р.Б. Основа успеха - здоровый морально-психологический климат в учительской среде, способствующий творческой, созидательной работе педагогического коллектива. Директор нашей школы смог организовать коллектив педагогов, стремящихся к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства. Награжден Почетной грамотой главы администрации Дрожжановского района в 2009 году  за добросовестную и плодотворную работу в сфере образования и достигнутые успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения, «Отличник народного просвещения». Рафагат Бариевич  собирает и накапливает материалы для школьного музея. На сегодня собран богатый материал по  разделам:

1. Вышитые узоры и народное творчество;

2. Документация;

3. Государственные партийные атрибуты;

4.  Краткая история села и школы с 18 века по сегодняшний день;

5. Альбом воспоминаний о Великой Отечественной войне ветеранов фронта и тыла и другие.

Мониторинг перехода к предпрофильной и профильной подготовке учащихся

В соответствии с переходом на предпрофильное и профильное обучение и учитывая важность подготовки к ответственному выбору профессии, методический совет школы проводит систем-ную подготовительную работу в конце обучения в основной школе, организует методическое обеспечение данного процесса в 3-х направлениях: работа с учащимися, работа с педколлек-тивом, работа с родителями. Для эффективного личностного становления учащимся оказывает-ся психолого-педагогическая помощь, что дает возможность молодым людям преодолеть многие кризисы возрастного развития и эффективно формирует личность. В работе применя-ются следующие методы:

  • Наблюдение
  • Беседы с учащимися и их родителями
  • Факультативные занятия с учащимися в10-11 классах
  • Ролевые игры и тренинги
  • Психолого-педагогическая диагностика

Предпрофильная подготовка начинается в 7-х классах и проводится как комплексная подготовка учащихся к жизненно важному выбору. Подросток этого возраста еще не обладает достаточной личностной зрелостью для совершения выбора, поэтому методическая служба школы проводит определенную работу по выявлению личностных качеств, осознанию мотивов выбора, определению гражданской и нравственной платформы для профессионального самоопределения.

В условиях реализации предпрофильной подготовки учащихся на данном этапе является

создание образовательного пространства для осуществления предварительного самоопределе-

ния учащихся в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Работа

велась по трём основным направлениям: информирование, ведение предпрофильных курсов,

педагогическое сопровождение образовательной траектории  учащегося. С этой целью в 9-х

классах введён курс «Основы выбора профессии», разработаны и предложены учащимся

элективные курсы:

  • Удивительная оптика;
  • Проектные работы по технологии;
  • Избранные вопросы математики;
  • Мир профессий;
  • Практическая орфография;
  • Углубленное изучение синтаксиса.

 Элективные курсы имеют модульный характер, что предусматривает переход ученика из одной группы в другую, а следовательно, увеличивает вариативность выбора учебной деятельности. В течение учебного года проведены три педагогических совета по темам: «Концепция предпрофильной подготовки»,  «Какая школа нужна нашим детям? Результаты введения предпрофильной подготовки», «Роль школы в повышении готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению». На теоретических семинарах рассматривались вопросы: «Методика создания элективных курсов», «Формы и методы организации проектной деятельности учащихся» и «Формирование портфолио – стимул к самообразованию и профильному самоопределению», «Анализ и самоанализ урока», «Обобщающие уроки как вид закрепления учебного материала»; проведен  «круглый стол» по теме «Организационно-методическое обеспечение урока».  В рамках семинаров-практикумов прошли открытые уроки по темам: «Проектная деятельность учащихся на уроке»,  «Практическая направленность уроков математики».

     Профориентационная работа, направленная на ориентирование учащихся в окружающей образовательной и трудовой инфраструктуре, призвана помочь школьникам в определении будущей профессии. В целях профориентации учащихся проводилась  работа, включающая в себя и трудовое обучение, и организацию экскурсий на предприятия, и организацию встреч с представителями различных профессий, и работа учителя-информатики по определению профессионального типа личности. Были  проведены классные часы  на темы:  «Мир профессий»;  «Найди себя в профессии»;  «Разнообразие профессий», где учащиеся знакомились  с профессиями:  библиотекаря, продавца, повара, портного, врача, менеджера,  учителя,  парикмахера.  Проведена игра «Менеджер» с учащимися  9 классов, конкурс парикмахерского мастерства,   «Фестиваль профессий», в ходе которого учащиеся сами искали информацию о таких профессиях как врач, телеведущий, психолог, учитель, менеджер по рекламе, менеджер по туризму,  продавец, работник ГИБДД. Рассказали не только о преимуществах конкретной профессии, но и о противопоказаниях и требованиях к ней. Сообщили также о том, где можно приобрести данную профессию. Проведены встречи с учащимися и педагогами  представителями  ПТУ № 90.

С 2008 – 2009 учебного года профиль обучения на старшей ступени: естественно-математический. На профильном уровне организовано обучение по предметам:физика – 4 часа в неделю, математика – 6 часов в неделю, химия – 2.5 часа в неделю, биология – 2.5  в неделю.    

 Результаты обучения в профильных классах (по итогам 2008-2009 учебного года).

  Успеваемость и качество знания по профильным предметам:

Профильные предметы

      

    Качество обучения

                 

             Успеваемость

Математика

59%

100%

Физика

59%

100%

Биология

80%

100%

Химия

66%

100%

Классные руководители совместно с учителем информатики проводят ряд практикумов по профессиональной ориентации учащихся. Анкетирование проведенное  в 8-х классах, выявило, что: 50% от опрошенных имеют интерес к профессиям типа "Человек-Человек", 15% - "Человек- Знак" и "Человек- Художественный образ", 35% - "Человек - Техника". Приоритетное место занимают профессии врача, юриста, учителя. программиста, биолога. В школе ежегодно проводится диагностика профессиональных планов, жизненных ценностей выпускников и их готовности к выбору профессии. Психолого-педагогическая диагностика учащихся проводилась с целью уточнения специализации обучения на основе изучения интересов, склонностей и особенностей мышления учащихся. Работа с методиками проводится в три этапа, каждый из которых занимает один урок:

  • 1 этап - выявление интересов и склонностей учащихся (методика "Профиль" и "Опросник профессиональных склонностей").
  • 2 этап - определение уровня развития невербального интеллекта и типа мышления ("Тест интеллектуального потенциала" П.Ржичана и "Опросник типа мышления").
  • 3 этап - определение уровня сформированности основных мыслительных операций и усвоения понятий.

Этот комплекс методик оптимален для задач отбора в профильные классы благодаря своей экономичности, информативности и надежности. Цель диагностики - не только сбор информации об учащихся для принятия обоснованного решения о выборе профиля обучения, но и активизация процесса профильного самоопределения. По результатам проведенных диагностик определился контингент учащихся 9-х классов по профильным направлениям. Среди этих учащихся было проведено анкетирование для выявления мотивов учебной деятельности, так как в настоящее время ключевым моментом следует считать не способности, а мотивацию человека и его жизненные цели, потому что именно они определяют перспективы развития личности. Поэтому усилия педагогов и воспитателей школы направлены на развитие тех способностей, которые важны для успешного продвижения к цели, поставленной самим учеником. Многочисленные данные подтверждают, что люди, исходно менее способные, но целенаправленно решающие собственную задачу, оказываются творчески более продуктивными, чем более способные, но менее заинтересованные. Поэтому при составлении блока методик для отбора в профильные классы акцент делался на выявление индивидуальных психологических особенностей и мотивации учащихся.

В направлении "Работа с родителями" особое значение придается родительским собраниям, как классным, так и общешкольным. При этом учитывается преемственность в работе с родителями. Определена тематика родительских собраний по классам:

  • 7 кл.- "Увлечения и интересы 7-классников".
  • 8кл. - "Выбор профессии - первые шаги".
  • 9кл. - в начале года - "Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения";
    в конце года - "Перспективные профессии и ориентации учащихся".
  • 10 кл.- "Профессиональная направленность и профессиональные интересы".
  • 11кл.- "Роль традиций семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии".

Также было проведено анкетирование родителей по выявлению интересов и способностей их детей. На вопрос "Интересуется ли Ваш ребенок рабочей профессией, только 16% ответили утвердительно. На вопрос "Что собирается делать ваш ребенок после окончания 9-го класса?" 92% родителей ответили, что дети будут продолжать учебу в 10 классе.

  Основным содержанием воспитательной системы школы является формирование социально адаптированной, физически и духовно здоровой личности. Она создана и корректируется на основе глубокой социально-психологической диагностики всех воспитанников. Реализация системы осуществляется через выполнение программ, направленных на развитие интеллектуального и духовного уровня личности школьников: «Одаренные дети», «Патриотическое воспитание и формирование гражданственности», «Взаимодействие семьи и школы в воспитании обучающихся» и другие. В школе создана высокоорганизованная система самоуправления школьников, реализуемая через деятельность Союза наследников Татарстана, ассоциацию учащихся и многочисленных кружков и клубов по интересам. Особую популярность среди учащихся имеют:   «Юный лингвист», «Әдәби сүз», «Резьба по дереву» “Зирәкләр”, «Эврика». С каждым годом растет уровень воспитанности учащихся, нет состоящих на учете в ИДН.

В школе разработана программа «Образование и здоровье», в соответствии с которой реализуется комплексный план оздоровительных мероприятий и гигиенического воспитания. В результате стабилизируется и снижается заболеваемость нервной системы, органов чувств, хронических болезней миндалин, органов пищеварения. Ведется мониторинг здоровья, на всех учеников заведены паспорта физического здоровья. В школе развернута широкая пропаганда здорового образа жизни, имеется «Театр здоровья» учащихся и учите

Мониторинг перехода к предпрофильной и профильной подготовке учащихся

В соответствии с переходом на предпрофильное и профильное обучение и учитывая важность подготовки к ответственному выбору профессии, методический совет школы проводит систем-ную подготовительную работу в конце обучения в основной школе, организует методическое обеспечение данного процесса в 3-х направлениях: работа с учащимися, работа с педколлек-тивом, работа с родителями. Для эффективного личностного становления учащимся оказывает-ся психолого-педагогическая помощь, что дает возможность молодым людям преодолеть многие кризисы возрастного развития и эффективно формирует личность. В работе применя-ются следующие методы:

  • Наблюдение
  • Беседы с учащимися и их родителями
  • Факультативные занятия с учащимися в10-11 классах
  • Ролевые игры и тренинги
  • Психолого-педагогическая диагностика

Предпрофильная подготовка начинается в 7-х классах и проводится как комплексная подготовка учащихся к жизненно важному выбору. Подросток этого возраста еще не обладает достаточной личностной зрелостью для совершения выбора, поэтому методическая служба школы проводит определенную работу по выявлению личностных качеств, осознанию мотивов выбора, определению гражданской и нравственной платформы для профессионального самоопределения.

В условиях реализации предпрофильной подготовки учащихся на данном этапе является

создание образовательного пространства для осуществления предварительного самоопределе-

ния учащихся в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Работа

велась по трём основным направлениям: информирование, ведение предпрофильных курсов,

педагогическое сопровождение образовательной траектории  учащегося. С этой целью в 9-х

классах введён курс «Основы выбора профессии», разработаны и предложены учащимся

элективные курсы:

  • Удивительная оптика;
  • Проектные работы по технологии;
  • Избранные вопросы математики;
  • Мир профессий;
  • Практическая орфография;
  • Углубленное изучение синтаксиса.

 Элективные курсы имеют модульный характер, что предусматривает переход ученика из одной группы в другую, а следовательно, увеличивает вариативность выбора учебной деятельности. В течение учебного года проведены три педагогических совета по темам: «Концепция предпрофильной подготовки»,  «Какая школа нужна нашим детям? Результаты введения предпрофильной подготовки», «Роль школы в повышении готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению». На теоретических семинарах рассматривались вопросы: «Методика создания элективных курсов», «Формы и методы организации проектной деятельности учащихся» и «Формирование портфолио – стимул к самообразованию и профильному самоопределению», «Анализ и самоанализ урока», «Обобщающие уроки как вид закрепления учебного материала»; проведен  «круглый стол» по теме «Организационно-методическое обеспечение урока».  В рамках семинаров-практикумов прошли открытые уроки по темам: «Проектная деятельность учащихся на уроке»,  «Практическая направленность уроков математики».

     Профориентационная работа, направленная на ориентирование учащихся в окружающей образовательной и трудовой инфраструктуре, призвана помочь школьникам в определении будущей профессии. В целях профориентации учащихся проводилась  работа, включающая в себя и трудовое обучение, и организацию экскурсий на предприятия, и организацию встреч с представителями различных профессий, и работа учителя-информатики по определению профессионального типа личности. Были  проведены классные часы  на темы:  «Мир профессий»;  «Найди себя в профессии»;  «Разнообразие профессий», где учащиеся знакомились  с профессиями:  библиотекаря, продавца, повара, портного, врача, менеджера,  учителя,  парикмахера.  Проведена игра «Менеджер» с учащимися  9 классов, конкурс парикмахерского мастерства,   «Фестиваль профессий», в ходе которого учащиеся сами искали информацию о таких профессиях как врач, телеведущий, психолог, учитель, менеджер по рекламе, менеджер по туризму,  продавец, работник ГИБДД. Рассказали не только о преимуществах конкретной профессии, но и о противопоказаниях и требованиях к ней. Сообщили также о том, где можно приобрести данную профессию. Проведены встречи с учащимися и педагогами  представителями  ПТУ № 90.

С 2008 – 2009 учебного года профиль обучения на старшей ступени: естественно-математический. На профильном уровне организовано обучение по предметам:физика – 4 часа в неделю, математика – 6 часов в неделю, химия – 2.5 часа в неделю, биология – 2.5  в неделю.    

 Результаты обучения в профильных классах (по итогам 2008-2009 учебного года).

  Успеваемость и качество знания по профильным предметам:

Профильные предметы

      

    Качество обучения

                 

             Успеваемость

Математика

59%

100%

Физика

59%

100%

Биология

80%

100%

Химия

66%

100%

Классные руководители совместно с учителем информатики проводят ряд практикумов по профессиональной ориентации учащихся. Анкетирование проведенное  в 8-х классах, выявило, что: 50% от опрошенных имеют интерес к профессиям типа "Человек-Человек", 15% - "Человек- Знак" и "Человек- Художественный образ", 35% - "Человек - Техника". Приоритетное место занимают профессии врача, юриста, учителя. программиста, биолога. В школе ежегодно проводится диагностика профессиональных планов, жизненных ценностей выпускников и их готовности к выбору профессии. Психолого-педагогическая диагностика учащихся проводилась с целью уточнения специализации обучения на основе изучения интересов, склонностей и особенностей мышления учащихся. Работа с методиками проводится в три этапа, каждый из которых занимает один урок:

  • 1 этап - выявление интересов и склонностей учащихся (методика "Профиль" и "Опросник профессиональных склонностей").
  • 2 этап - определение уровня развития невербального интеллекта и типа мышления ("Тест интеллектуального потенциала" П.Ржичана и "Опросник типа мышления").
  • 3 этап - определение уровня сформированности основных мыслительных операций и усвоения понятий.

Этот комплекс методик оптимален для задач отбора в профильные классы благодаря своей экономичности, информативности и надежности. Цель диагностики - не только сбор информации об учащихся для принятия обоснованного решения о выборе профиля обучения, но и активизация процесса профильного самоопределения. По результатам проведенных диагностик определился контингент учащихся 9-х классов по профильным направлениям. Среди этих учащихся было проведено анкетирование для выявления мотивов учебной деятельности, так как в настоящее время ключевым моментом следует считать не способности, а мотивацию человека и его жизненные цели, потому что именно они определяют перспективы развития личности. Поэтому усилия педагогов и воспитателей школы направлены на развитие тех способностей, которые важны для успешного продвижения к цели, поставленной самим учеником. Многочисленные данные подтверждают, что люди, исходно менее способные, но целенаправленно решающие собственную задачу, оказываются творчески более продуктивными, чем более способные, но менее заинтересованные. Поэтому при составлении блока методик для отбора в профильные классы акцент делался на выявление индивидуальных психологических особенностей и мотивации учащихся.

В направлении "Работа с родителями" особое значение придается родительским собраниям, как классным, так и общешкольным. При этом учитывается преемственность в работе с родителями. Определена тематика родительских собраний по классам:

  • 7 кл.- "Увлечения и интересы 7-классников".
  • 8кл. - "Выбор профессии - первые шаги".
  • 9кл. - в начале года - "Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения";
    в конце года - "Перспективные профессии и ориентации учащихся".
  • 10 кл.- "Профессиональная направленность и профессиональные интересы".
  • 11кл.- "Роль традиций семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии".

Также было проведено анкетирование родителей по выявлению интересов и способностей их детей. На вопрос "Интересуется ли Ваш ребенок рабочей профессией, только 16% ответили утвердительно. На вопрос "Что собирается делать ваш ребенок после окончания 9-го класса?" 92% родителей ответили, что дети будут продолжать учебу в 10 классе.

  Основным содержанием воспитательной системы школы является формирование социально адаптированной, физически и духовно здоровой личности. Она создана и корректируется на основе глубокой социально-психологической диагностики всех воспитанников. Реализация системы осуществляется через выполнение программ, направленных на развитие интеллектуального и духовного уровня личности школьников: «Одаренные дети», «Патриотическое воспитание и формирование гражданственности», «Взаимодействие семьи и школы в воспитании обучающихся» и другие. В школе создана высокоорганизованная система самоуправления школьников, реализуемая через деятельность Союза наследников Татарстана, ассоциацию учащихся и многочисленных кружков и клубов по интересам. Особую популярность среди учащихся имеют:   «Юный лингвист», «Әдәби сүз», «Резьба по дереву» “Зирәкләр”, «Эврика». С каждым годом растет уровень воспитанности учащихся, нет состоящих на учете в ИДН.

В школе разработана программа «Образование и здоровье», в соответствии с которой реализуется комплексный план оздоровительных мероприятий и гигиенического воспитания. В результате стабилизируется и снижается заболеваемость нервной системы, органов чувств, хронических болезней миндалин, органов пищеварения. Ведется мониторинг здоровья, на всех учеников заведены паспорта физического здоровья. В школе развернута широкая пропаганда здорового образа жизни, имеется «Театр здоровья» учащихся и учителей, которые каждый год  занимают 1 место на кустовом этапе конкурса и призовые места на районном этапе. Для педагогов школы создана группа здоровья; работает кабинет психологической разгрузки. Школа является содействующей здоровью, бронзового уровня.

Среди многих факторов, влияющих на состояние здоровья, особая роль принадлежит семье. Центральный момент влияния семьи на психическое здоровье ребёнка состоит в наличии благоприятной эмоциональной обстановки. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимодействия и общности интересов. В нашей школе практикуются такие формы взаимодействия семьи и школы: родительское собрание, конференции, встречи, индивидуальная работа. Мощнейшим фактором психического здоровья ребёнка является школа, особенно в начальных классах. Трудно переоценить влияние учителя, детского коллектива, в котором есть свои лидеры, аутсайдеры и в котором ребёнок должен находить своё место. Важен настрой в школе, который может культивировать гуманизм и осуждать безалаберность, равнодушие, формализм. Для психического здоровья школьников вредны крайние проявления педагогической некомпетентности.  Коллектив учителей и администрация школы уделяют постоянное внимание на укрепление и сохранение здоровья учащихся. Каждый день до занятий проводится зарядка. В целях профилактики на каждом уроке проводятся физкультминутки, на уроках физкультуры и СОЧ учителя стараются использовать здоровьесберегающие технологии, проводят упражнения на профилактику нарушения осанки,   плоскостопия,  развития глазомера и т.д.  В начальном звене, в ГПД обязательны: прогулки, игры на свежем воздухе, динамические паузы, спортивный час, беседы о сохранении и укреплении здоровья. Классные руководители во время классных часов много внимания уделяют на необходимость сохранения и укрепления здоровья. Используют педагогические и методические     приемы для демонстрации учащимся значимости физического и психологического здоровья для будущего самоутверждения, формируют у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. Работают в сотрудничестве с медперсоналом местного ФАП. Больных детей своевременно стараемся направлять на лечение в больницу и санаторий.

Школа - не только место, где учатся дети. Здесь дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Жизнедеятельность учащихся, ее содержание, общение и отношения детей и взрослых - естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого жизнь детей, наполненная разнообразными делами должна быть организованна так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи. Организации и проведению коллективных творческих дел помогает работа кружков, секций и факультативов. Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны. В нашей школе совместно с учителями, классными руководителями,  с детьми организуют следующие дела: предметные вечера, зарницы, встречи, вечера отдыха для старшеклассников -  дискотеки, экскурсии, праздники, обычно связанные с календарной датой и с традицией школы. Это день Знаний, день Учителя, день Матери, праздник Осени, праздник Новогодней елки, встреча с выпускниками школы, встреча с ветеранами, воинами, отслужившими в Афганистане и Чеченской Республике, интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Слабое звено», конкурсы «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», день Святого Валентина, День Победы, праздник последнего звонка, выпускной вечер, традиционное дежурство по классу, по школе, периодическая уборка школы, конкурсы, дни предметных недель, театр здоровья, КВН «Твое свободное время, твое здоровье», походы по родному краю, спортивные соревнования, дни здоровья, выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, тематические вечера отдыха для старшеклассников по проблемам алкоголя, наркомании и табакокурения и многое другое. Хорошо налажена тимуровская работа. Учащиеся средних классов помогают ветеранам ВОВ, ветеранам труда, одиноким и престарелым односельчанам. Вот уже несколько лет подряд вошло в традицию школы, на день защитника Отечества - юноши, на международный Женский день - девушки-старшеклассницы выступают с различными конкурсными программами в сельском Доме культуры. Перед населением  они показывают свое умение, мастерство, талант, также в школе проводится семейное состязание «Папа, мама,- я - спортивная семья».

Азизов Заки Юнусович обосновал производственную бригаду в 1958 году и был первым организатором колхозного пионерского лагеря и разновозрастной уличной пионерской дружины «Очкын». Руководил опытнической работой ученической производственной бригадой по выращиванию многолетних трав, картофеля и  зерновых культур. Он неоднократный участник ВДНХ СССР. Под непосредственным руководством З.Ю.Азизова и «Малая Тимирязевка», и лагерь труда и отдыха « Планета» для старшеклассников, и ученическая производственная бригада стали подлинной школой нравственного воспитания, которая не только ориентирует на профессию, но и формирует активную жизненную позицию, прививает ответственность за порученное дело, товарищество, коллективизм, помогает в самоутверж-дении личности. Последние годы он систематизировал свою работу, с большой охотой делится своим опытом. Только в 1978 году на страницах районной газеты «Яңа юл» выступил о трудовом воспитании и профориентации пять раз, напечаталась его статья в журнале «Совет мәктәбе” ( №6, 1978 г.) В 1978 году он  выступил на семинаре директоров, заместителей, руководителей трудовых объединений школьников Дрожжановского района, организованного на базе нашей школы, по теме «ТОШ – центр воспитательной работы в школе», на семинаре с директорами Апастовского района Татарской АССР выступил на тему: «Воспитание любви к сельскохозяйственному труду в процессе производительного труда школьников». Трудовое объединение школьников, руководимый Азизовым З.Ю., - гордость ученического и педагогического коллектива нашей школы. За долголетнюю и безупречную работу он награжден  правительственными наградами: «Отличник народного просвещения», юбилейной медалью «За доблестный труд», «Отличник просвещения СССР», значком «Наставник молодежи», присвоена почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». До настоящего времени традиция продолжается.

Организована ученическая производственная бригада из числа учащихся 5,6,7, 8, 10 классов по выращиванию картофеля, кормовой и сахарной свеклы, где закрепляются теоретические знания по биологии. Работа на пришкольном участке ведется под умелым руководством  учителя   Алиакберовой Ж.Р. Она организует работу учащихся на учебно-опытном участке и каждый год собирает неплохой урожай. Учитель руководит работой учебно-опытного участка, проводит опытническую работу, ведет фенологические наблюдения. Ранней весной начинают выращи- вать рассаду перца, томата, капусты. Учащиеся 5-10 классов летом на участке проходят учебную практику. Каждое звено ведет фенологические наблюдения по своему опыту и фиксирует   в   дневниках   наблюдений.    Учащиеся   ухаживают   за   культурными растениями: пропалывают, рыхлят, поливают, окучивают, осенью убирают урожай. Вся продукция, выращенная учащимися, реализуется для питания через школьную столовую. После уборки урожая и ее учета ежегодно проводится праздник Урожая, где делается отчет об опытнической работе и собранном урожае.

Собранный урожай с пришкольного  участка:

№ п/п

Полученная продукция

Вес (кг)

(в кг)

Сумма (в рублях)

1

Капуста

1500

6000

2

Морковь

500

2000

3

Лук

140

1640

4

Огурцы

190

1900

5

Фасоль

10

100

6

Помидоры

150

1500

7

Кабачки

50

200

8

Свекла

500

4000

9

Картофель

5000

40000

10

Вишня, смородина, ирга

50

500

 

Общая сумма   

 

57840

Все учащиеся охвачены бесплатным горячим питанием, учащиеся ГПД охвачены двухразовым бесплатным питанием. Для питания учащихся используется продукция с пришкольного участка.

Важнейшим направлением работы коллектива и администрации является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через курсовую систему повышения квалификации  и стимулирование педагогов школы к аттестации  на более высокие квалификационные категории. За 2008 – 2009 учебный год на курсах повышения прошли обучение 48% учителей и воспитателей. Вот так из года в год, сохраняя традиции нашей школы, села и родной республики, совершенствуя свое педагогическое мастерство, изучая опыт работы коллег, творчески ее перерабатывая коллектив Марсовской средней школы внедряет в практику своей работы.

 

 

 

                                                              

Создать бесплатный сайт с uCoz